Методология Six Sigma

Six Sigma это методология для улучшения качества производства . Разработана компанией Motorola в начале 1980х, и успешно применяется во многих софтверных компаниях. Цель Six Sigma производить продукт постоянного качества со статистически измеренной оценкой дефектов, улучшение процесса для устранения дефектов, и мониторинг этих улучшений. Six Sigma успешно применяется, для улучшения организаций различных индустрий. В то время как она имеет успешную репутацию в больших компаниях с тысячами сотрудников, Six Sigma также можно применить в маленьких проектных командах.

Основу методологии Six Sigma составляет оценка отклонений фактических показателей процесса от кривой нормального распределения отклонений. Если те или иные показатели процесса находятся в определенных пределах отклонений, качество результатов процесса также остается высоким. Единицу измерения отклонений в статистике принято называть «сигмой». Заметный эффект наблюдается при отклонении не более 4,5 сигма; в этом случае показатель числа дефектов на миллион единиц продукции составляет 3,4. Но это условие выполняется для стабильных процессов. Производственные процессы не отличаются стабильностью. Изобретатели методологии пришли к выводу, что отклонения процесса, вызванные его естественной нестабильностью, дают отклонения качества на уровне 1,5 сигма. Таким образом, если целевой уровень качества составляет 4,5 сигма, то с учетом 1,5 сигма на отклонения необходимо обеспечивать уровень качества в 6 сигма.» Чтоб достигнуть такого уровня качества в производственном процессе, 99.9997% от общего числа продуктов должны быть приемлемого качества (или 3.4 дефектов на миллион возможных).

Отклонение это важная часть Six Sigma. Вот что сказал General Electric, один из пионеров и новаторов методологии: «Наши клиенты чувствуют Отклонение, а не Среднее» Все процессы имеют некоторое наследованное отклонение. Нет процессов, особенно нет софтверных процессов, которые порождают дефекты с постоянным коэффициентом. Вот где Six Sigma особенно эффективна.

Цель Six Sigma это думать о каждом аспекте бизнеса как о процессе который можно улучшить и это можно измерить статистически. Основной инструмент это подход состоящий из 5 этапов называемый DMAIC (define, measure, analyze, improve, control).

DMAIC: 5 фазовый подход Six Sigma

DMAIC: 5 фазовый подход Six Sigma

1. Определение возможностей. (Define opportunities)

Определение целей и рамок проекта, выявляются проблемы, которые должны быть решены для достижения определенного уровня отклоненийю Определение требований заказчика к производимым продуктам и услугам. Определение процессов которые должны быть улучшены.

2. Измерение производительности (Measure performance)

Разработка плана по сбору и измерению данных о дефектах. Сбор данных из различных источников организации и определение уровня дефектов и других метрик. Обработка и отображение данных.

3. Анализ возможностей (Analyze opportunity)

Анализ и проверка собранных данных. Определение причин появления дефектов и рассмотрение возможностей для улучшения. Расстановка приоритетов для возможных улучшений.

4.Улучшение производительности (Improve performance)

Разработка новый решений по улучшению процессов. Определение проблем и внедрение их решений. В числе таких решений могут быть средства управления проектами и другие инструменты управления и планирования.

5. Контроль производительности (Control performance)

Мониторинг программ улучшения, их контроль. Разработка плана мониторинга изменений для поддержания нового курса для процесса и предотвращения возвращения его в предыдущее состояние. Оценка эффективности улучшений.

Роли

Еще одним важным моментом реализации проекта Six Sigma является распределение ролей среди специалистов. Должны быть назначены «исполнители» на следующие ключевые роли.

«Лидер» (Champion)

Член высшего руководства предприятия, который, собственно, и должен принять решение о запуске проекта Six Sigma и затем обеспечивать его реализацию, устраняя все возможные препятствия и предоставляя требуемые ресурс

«Черный пояс» (Black Belt)

Методология Six Sigma имеет свою систему обучения и сертификации называемой программа Черного Пояса (Black Belt). Сертифицированный специалист Six Sigma Black Belt это професиионал прошедший обучение на внедрение Six Sigma в организации, также является инструктором который обучает принципам, сиситеме и инструментам Six Sigma. Он имеет доскональное понимание модели DMAIC и фундаментальным знаниям управления проектами.

Проектная группа

Проводит конкретную работу по внедрениюю В нее входят специалисты в тех областях, которые затрагиваются в рамках проекта Six Sigma, прошедшие обучение основам методологии. Они предоставляют необходимую поддержку в ходе реализации проекта и делятся своими знаниями.

Преимущества и недостатки.

Первым и наиболее очевидным преимуществом методологии Six Sigma является повышение рентабельности за счет сокращения прямых затрат. Благодаря участию в проектах Six Sigma квалифицированных и хорошо обученных специалистов это сокращение может быть весьма значительным.

Six Sigma позволяет добиваться полной удовлетворенности клиентов. И все же этого недостаточно. Компании могут рассчитывать на успех в длительной перспективе, только если смогут удивлять своих клиентов новаторскими предложениями. Более того, компании должны непрерывно совершенствовать свою деятельность. Повышенное внимание, уделяемое в методологии Six Sigma жесткости процесса, его соответствию установленным нормам, противоречит новаторству, которое, по существу, является отклонением от нормы. Инновационный подход означает отклонения в производственном процессе, избыточность, необычные решения, недостаточную проработку — все то, с чем борется Six Sigma. Об этом придется помнить руководителям, решившим внедрить эту методологию.

Есть и еще одно, весьма существенное именно для руководителей обстоятельство, о котором необходимо помнить. Six Sigma — не просто модификация старых технологических методов обеспечения качества; это принципиально новый подход к руководству предприятием. Руководители Motorola расширили идею гарантии качества далеко за рамки собственно производства. Six Sigma превратилась в способ организации труда на всем предприятии.

Эксперты не склонны противопоставлять Six Sigma и ISO 9001. Ряд специалистов рассматривает метод «Six Sigma» просто как один из статистических методов анализа и измерения качества, который можно использовать в качестве одного из возможных при внедрении ISO 9001. Этот стандарт качества предписывает обязательное применение статистических методов на производственных

Источники дополнительной информации:

iSixSigma (http://www.isixsigma.com)
Motorola University (http://www.motorola.com/motorolauniversity).
SixSigma в Росии (http://www.six-sigma.ru/ )
SixSigma в США (http://www.6sigma.us/)
Материалы по СМК (http://quality.eup.ru/index.php)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *