Кривая опыта

Вначале немного теории:

Кривая опыта (Experience curve) — термин, примененный в 1966 году компанией Boston Consulting Group.

В основе кривой опыта лежит идея, заключающаяся в том, что в компаниях проходит процесс обучения, в ходе которого по мере роста производства понижаются затраты на единицу выпускаемой продукции. Происходят следующие процессы:
— При многократном выполнении повторяющихся задач затраты снижаются, поскольку сотрудники приобретают навыки выполнения этих задач.
— Менеджеры находят более экономичные способы выполнения работ, а это позволяет сократить затраты.
— Автоматизируются процессы и т.д.


На величину эффекта кривой опыта влияют различные факторы, которые необходимо изучать и систематически использовать Часто к снижению затрат ведет
комбинация факторов. В том числе:

Эффект кривой обучения

Если работники учатся выполнять задачу лучше, то смогут выполнить ее быстрее. Если накопленный опыт удваивается, то производительность труда может увеличиваться на 10-15%

Эффект специализации

По мере роста производства и числа работников, компания может позволить себе вводить специализацию. Если 2 человека выполняют одну и ту же задачу, можно разделить ее между ними. Первый выполняет одну часть задачи, второй другую половину. Поэтому каждый может выполнить свою часть задачи дважды. Согласно описанному выше эффекту кривой обучения, специализация позволит снизить на 10-15% время на выпуск продукции, или на 10-15% увеличить объем.

Если опыт удваивается одновременно со специализацией, то эти 2 эффекта произойдут одновременно, что может увеличить производительность на 20-30%

Эффект кривой опыта не действует автоматически руководство должно постоянно работать над тем, чтобы непрерывно проводить во всех подразделениях текущие улучшения, приводящие к снижению затрат.

Практическое применение

На этом позволю себе закончить с теорией и представить несколько свежих идей. Попробуем спуститься от уровня предприятия пониже:

Уровень команды

Очевидно, что одна и та же команда выполнит новый проект, аналогичный предыдущему, быстрее. Так как она уже сработалась, притерлась и выработала некие внутренние стандарты. Скорее всего, что примерно на эти же 10-15% (при условии что проект действительно аналогичный). Далее скорость выполнения типовых проектов будет расти незначительно — 7%, 3%, 2%, 1%. Однако суммарный эффект будет весьма ощутим. Дальнейшее увеличение производительности уже будет возможна только при внедрении новых технологий.

Выводы:
Используйте имеющуюся сработанную команды для выполнения повторных подобных проектов.

Уровень работника

Уровень персональных знаний работника также будет иметь с течением времени похожую тенденцию. Т.е. за первый год-два будут получены большинство знаний в некоторой предметной области, далее темпы углубления знаний в этой же области будут постепенно снижаться. Мастера, оттачивающие свое мастерство десятилетиями каждый последующий год получают все меньше знаний, чем в предыдущем, однако в суммарном отношении превосходят средних специалистов. Попробую грубо проиллюстрировать эту идею так:

Человек без опыта изготовит табуретку за 60 мин. Далее каждую последующую он будет изготавливать на 10% быстрее

Cкорость изготовления табуретки

Опыт (шт.) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Время 60 54 48,6 43,7 39,4 35,4 31,9 28,7 25,8 23,2 20.9

Человек с улицы (0 табуреток опыта) — 60 мин
Подмастерье (3 табуретки опыта) — 43,7 мин
Специалист (5 табуреток опыта) — 35,4 мин
Мастер (10 табуреток опыта) — 20,9 мин

Выводы:
При найме или оценке сотрудника справедливо от него ожидать N% процентный прирост производительности ежегодно, в зависимости от имеющегося у него опыта, так как он повышает уровень своих знаний.

У начинающих прогресс приобретения знаний идет быстрее и на этом можно заработать.
Профессионалы показывают стабильно высокую производительность, и значительного роста не следует ожидать.

Не всегда стоит нанимать мастеров, иногда будет достаточно специалиста, ведь зачастую это будет дешевле.

Про кривую опыта можно почитать тут:

Experience curve effects
Кривые опыта
О чем говорит кривая опыта?

4 Comments

  1. Я не думаю, что это подойдет под ИТ проекты или для работ, где есть некое творчество (пусть даже творчество будет спорным, как в программировании). К тому же психологически не все соглясятся делать конвеерную работу с утра до вечера.

    Так же должен существовать некий предел совершенствования. Например, с табуретками, пределом может быть 17 минут. И быстрее, хоть ты лопни, мастер ее не сделает.

  2. P.S. Просьба владельцу блога поставить плагин, что бы можно было получать на почту новые комментарии. Достаточно удобно следить за ответами и учавствовать в дискуссии. Спасибо.

  3. > Я не думаю, что это подойдет под ИТ проекты или для работ, где есть некое творчество.

    На самом деле, как раз в творчестве эффект кривой опыта наиболее ярко проявляется, все великие мастера прошлого от Моцарта до Айвазовского потратили десятки лет оттачивая мастерство, перед тем как создать шедевры. А програмистишки (из которых действительно творчеством занимаются пару человек), только и скулят на каждом шагу, что им не дают творить, хотя в тоже время не могут выдавать посредственный результат в срок.

    > Так же должен существовать некий предел совершенствования. Например, с табуретками, пределом может быть 17 минут. И быстрее, хоть ты лопни, мастер ее не сделает.

    Совершенно с этим согласен, это также можно наблюдать по характеру кривой. Единственным способом перешагнуть предел 17ти минут, это выйти на другой уровень технологии.

  4. тут стоит поднять вопрос о развитии работника, его эволюции. Мне кажется рассматривать вопрос об удешевлении табуреток, за счет сокращения затрачиваемого на их изделие времени (в следствии роста опытности работника) — не совсем корректно.

    Люди стоят у конвейеров, собирают машины — по идее сборка год за годом должна быть качественнее и быстрее, но это не так, и мы знаем что есть множество других причин. То есть, это как рассматривать закон притяжения Ньютона, не беря во внимание теорию относительности Энштейна, которые никак не противоречат друг другу, а даже наоборот, дополняют друг друга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *