Прибыльность проекта

Для чего запускаются проекты?.. В большинстве случаев ответ очевиден — с целью извлечения прибыли. На словах звучит неплохо, но когда дело доходит до цифр — часто начинаются проблемы. Оказывается, что не всегда очевиден даже размер полученной прибыли в прошлом, а ведь нам хотелось бы еще и считать предполагаемую на будущее…

Чтобы немного разобраться в этом достаточно тонком вопросе, давайте рассмотрим такую часто встречающуюся ситуацию: Вы — менеджер проекта в проектной организации. Пусть Ваша организация занимается заказной разработкой программного обеспечения. Одновременно ведется множество разных проектов. Конкретно Ваш проект длится уже давно и планируется еще надолго. Заказчик платит за проведенную для него работу помесячно и без задержек.

Далее пробуем посчитать — насколько же ваш проект выгоден? :-)

Воспользуемся простейшим определением из википедии, гласящим о том что прибыль — это превышение в денежном выражении доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг. Существуют разные типы как учёта, так и классификации прибыли (бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, валовая прибыль, чистая прибыль). Однако, давайте для начала не усложнять, и рассмотрим простую формулу в виде разности двух упомянутых выше понятий: Прибыль = Доход — Затраты.

Итак, вы знаете что за предыдущий месяц по договору вы получили от заказчика 1000 тугриков. Это, собственно, и есть весь доход за оказанные Вами для заказчика услуги.

Давайте теперь посчитаем затраты на оказание этих услуг. Что же происходило? :) Программисты программировали, тестировщики тестировали, и так далее — обобщая, люди тратили рабочее время на заказчика. Зарплата всех работников, задействованых в проекте, суммарно составила 600 тугриков. И сколько же у нас получается прибыли для организации? 400 тугриков?

Конечно же, нет. Для начала давайте вспомним, что в прошедшем месяце мы дополнительно купили для нужд программистов специализированную программную компоненту, стоимостью 100 тугриков. Что ж, добавим её к затратам, проверим чтобы больше ничего не забыли — вуаля, получаем прибыль в 300 тугриков?..

И снова стоп. Кроме затрат на собственно оплату труда, компания несет множество других затрат: аренда офиса, затраты на оборудование (те же компьютеры, интернет и т.д.), оплата труда административных работников  и прочие косвенные затраты, которые также надо учитывать при расчете прибыльности.

Однако, эти затраты уже не так легко посчитать в применении к одному отдельно взятому проекту в организации. Для этого необходимо некоторое соглашение о правилах расчетов, или же, говоря другими словами, необходимо иметь некую модель проектных затрат,  которая и поможет провести все необходимые расчеты. В приведенном выше примере такая модель добавит, скажем, еще 200 тугриков к общим проектным затратам, снизив полученную нами прибыль до 100.

В следующих заметках мы попробуем составить нашу модель и научиться ею пользоваться.

Если у вас есть что добавить по этому вопросу — добро пожаловать в комментарии :-)

6 Comments

  1. Это пока даже не модель, а попытка рассчитать рентабельность проекта с учетом постоянных затрат компании.
    Мой опыт рекомендует не смешивать «теплое» с «мягким». Иными словами, менеджеру проекта нужно сосредоточиться на маржинальности проекта. А рентабельность всей компании — задача директора и его заместителя по финансам.
    Дело в том, что отрицательная прибыль (с учетом фиксированных расходов) еще ни о чем не говорит.

  2. Хочу добавить, что понятие прибыльность проекта достаточно сложное.
    В проектных компаниях, те которые зарабатывают на реализации проектов, то вроде понятно. Например, клиент заказывает ИТ-систему. Исполнитель должен взять за проект столько, что бы было с плюсом в итоге.
    Второй вариант. Не проектная компания. Завод. Начинаем проект по модернизации сборочной линии или чего-то там. Продолжительность проекта, допустим, пол-года. А срок окупаемости 5 лет. Тут надо понимать, что срок окупаемость может быть больше чем длительность проекта. Сам проект явно убыточный. А растягивать проект на 5 лет, пока не наступит окупаемость никто не станет.

    Так же соглашусь с Александром, что рентабельностью компании должны заниматья директора.

  3. Спасибо за комменты!

    Конечно же, в этом посте пока еще не описывается какая-то модель, а всего только приводится упрощенное обоснование необходимости её наличия/построения в организации.

    Насчет финансовых директоров: если мы и приоткроем завесу тайны над тем, чем и как они в принципе занимаются — для интересующихся будет полезно :-)

  4. Насчет директоров…
    Бывает, что сами директора (особенно средних и небольших компаний) сильно упрощают расчет прибыльности в отношении какого-либо проекта. И говорить в этом случае о модели никак не получится.

  5. на мой взгляд, проекты существуют для достижения результатов за определённый срок. а это не всегда прибыль в денежном выражении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *